"Ақмола облысы бiлiм басқармасының Жақсы ауданы бойынша бiлiм бөлiмi Жақсы ауылының балалар музыка мектебi" коммуналдық мемлекеттiк мекемесi

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Открытый урок по классу фортепиано на тему: «Развитие музыкально-образного мышления у учащихся младших классов».

09.11.2018

Детская музыкальная школа

 

 

 

 

 

 

Открытый урок по классу фортепиано на тему: «Развитие музыкально-образного

мышления у учащихся младших классов».

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

 

преподаватель

по классу фортепиано

Титомир

Л. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Развитие музыкально-образного мышления у

учащихся младших классов.

Цель урока: формировать музыкально-образные

представления ученика;

показать на практике все

методы работы с начинающими пианистами, которые будут способствовать развитию

музыкального мышления ученика.

Задачи урока:

Обучающие:

- развить у ученика зрительное восприятие нотного текста;

- приобрети навыка анализа характера произведения.

Развивающие:

- развить память ученика;

- развить музыкальную логику;

- полное развитие эмоциональной сферы;

- развить у ребенка художественный вкус.

Воспитывающие:

- воспитать у ребенка собранность, его внимание;

- воспитать творческую инициативу;

- воспитать у ученика навыки самостоятельной работы.

Оборудование: ноутбук, фортепиано, нотная литература,

дополнительный материал.

Этапы урока:

1. Организационный момент (сообщение темы, а также целей и задач

урока).

2. Вступительное слово преподавателя.

3. Практическая часть (работа над небольшими произведениями).

4. Заключение.

Процесс обучения на уроке предполагает

усвоение учеником знаниями, умениями и навыками. В музыкальной школе это

знания, которые исходят из области музыкального искусства, к примеру: посадка

ребенка за инструментом, знание нотной грамоты, динамика, разные штрихи. Все

вышеизложенное является первой задачей преподавателя по специальности. Но очень

часто преподаватели, увлеченные работой поступают по другому, и ставят ученика

в рамки «как нужно играть», не дают ему возможности попробовать раскрыть свои

возможности, свой творческий потенциал. И в таких случаях ученик может так и не

стать музыкантом, может остаться просто учеником, который будет во всем

слушаться преподавателя, слушать то, что ему он говорит. При игре на фортепиано преподаватель

должен не только помочь ученику в постановке рук, но и в постановке головы. Ученик

должен понимать, чем он занимается на уроке, преподаватель должен его правильно

настроить, потому что правильно поставленная цель, ясная и осознаваемая цель

 - это первое условие успеха в любой  работе. 

Преподаватель должен с самого начала

обучения ученика вовлечь его в процесс работы. Разбудить его музыкальное

воображение, заставить его думать самостоятельно. Совместное переживание музыки

преподавателя с учеником важнейший момент, он часто бывает решающим для успеха.

Вовлеченный в процесс работы ученик начнет намного быстрее двигаться вперед,

научится работать самостоятельно.

Развитие музыкального мышления, а также музыкальной

логики ребенка,  важная задача преподавателя.

Этой проблеме и посвящен наш открытый урок.

Урок

проводится с ученицей 1-го класса Жакаевой Камилой.

Лучше всего начинать работу над развитием

музыкально-образного мышления в младших классах на материале, который доступен

для ученика. Это могут быть разные пьесы жанровые, программно-характерные пьесы.

Приступая к нашему уроку, мы начнем сначала с небольшого концерта, как раз из

таких произведений, которые у нас уже готовы.

1. Украинская народная песня «Ой ти, дiвчино зарученая».

2. К. Лонгшамп-Друшкевич «Полька».

(Камила исполняет пьесы).

Преподаватель: Камила как ты думаешь, какой характер у

этих пьес? (Украинская песня – она грустная, а Полька – веселая). Как ты

думаешь весело, грустно – это какие лады? (весело – это у нас мажор, грустно

– это минор). Камила показывает свои рисунки мажора и минора.

Преподаватель: на данный момент у нас в работе «Воробей»

А. Руббаха. В этом

произведении мы видим, что штрих в этой пьесе не прописан, потому что он

подразумевается в связи с характером произведения. При первом знакомстве с этой

пьесой Камиле он не был подсказан, она должна была сама прийти к стаккато для

передачи нужного образа. Камила постаралась все сыграть на non legato,

и у нас получилось. Камила давай снова покажем, как это было сначала (Камилочка

исполняет начало пьесы на non legato). После этого, когда мы вместе

с Камилой определились со штрихом, я дала ученице на дом задание

отредактировать текст: это нужно было проставить штрих, а также поставить

правильную аппликатуру, которая представляет определенную трудность во второй

части нашей пьесы. Я считаю, что такие задания по редактированию текста очень

полезны для ученика¸ так как развивают внимание, заставляют самостоятельно думать,

а также  вырабатывают навык грамотной

работы с произведением.

Преподаватель: Камила, давай попробуем определить на

какую пьесу из только что сыгранных тобой похож наш «Воробей»? (на Польку).Камила пытается

сравнить эти два небольших произведения. Спустя время она находит сходство в

характере (Полька исполняется живо, весело, и «Воробей» – тоже весело); у них есть

одинаковый штрих это (стаккато).

Преподаватель: А как ты думаешь, почему такие разные, ведь

пьесы исполняются одним штрихом? (Полька – это танец с прыжками, а Воробей –

это птичка, которая передвигается и тоже связано с подпрыгиваниями). И

дальше Камила продолжает находить общее в двух пьесах: у них один размер 2/4, есть

также две части, руки играют попеременно (но только в Польке сначала начинает

левая рука, а в «Воробье» - начинается с правой руки). Преподаватель обращает внимание

ученицы на одинаковые такты в этих  пьесах

с ритмическим рисунком: это получаются 2 восьмые staccato и четверть tenuto (то есть легкие прыжки, приседание на

две ноги), а также на то, что во вторых частях этих двух пьес есть места, где две

руки начинают играть вместе (ученица исполняет пьесу). В ходе игры на

фортепиано у Камилы отрабатывается острота штриха staccato, она обращает свое внимание

на соблюдение аппликатуры. Во 2 части пьесы нужно добиться отличного crescendo. Для того, чтобы это сделать,

преподаватель и Камила включают свою фантазию и начинают придумывать, как

воробьи по одному добавляются к тем, кто уже прилетел клевать крошки. Для полного

наглядного исполнения мы используем подтекстовку:

*прыг-скок, прыг-скок, воробей

*кушай крошки поскорей.

*чик-чирик, чик-чирик,

*в одиночку не привык.

*воробьишки прилетели,

*прилетели, крошки съели.

*не осталось ничего! Всё!

Мы знаем что, подтекстовка в первых пьесах

очень помогает, она позволяет точнее, нагляднее и быстрее передать нужный образ

в музыке. И только в окончании пьесы можно обратить свое внимание на то, где

играют две руки вместе, потому что тут проговаривается наша аппликатура; нотки,

которые играют и правая и левая рука. Также мы отрабатываем последний такт с

форшлагом. В этом моменте у Камилы не совсем  получалось удержать левую руку на аккорде,

состоящей из двух нот, когда правая исполняла соскок с фа-диез на соль.

Преподаватель предложила ученице исполнить форшлаг следующим образом: это

аккорд в левой руке, основная наша нотка и форшлаг в правой руке должны исполняться

вместе, а потом форшлаг мы отпускаем. Такой вариант мы можем допускать в

младших классах. Проиграв на фортепиано таким образом, Камила выучила форшлаг

именно соскоком. После этого в домашнем задании я предложила Камиле поработать

еще над точностью и остротой штриха; постараться сделать нашу пьесу более яркой

и интересной именно в динамическом плане; сыграть ее уверенно, без волнений, с точными

пальцами, чисто, без ошибок и остановок.

После работы с пьесой «Воробей» преподаватель

показывает и просит визуально ознакомиться с пьесой Г. Галынина «Зайчик». Камила

уже быстро начинает определять характер пьесы, уже самостоятельно находит

сходство в размере (2/4); находит поочередную работу обеих рук; видит сходство

нот в форшлаге (с фа-диез на соль). После проделанной работы есть еще одно

задание на дом: это самостоятельно разобрать 1 часть пьесы Г. Галынина

«Зайчик».

Вторую часть урока мы посвящаем работе над

Менуэтом ре минор Л. Моцарта. Текст пьесы мы разобрали (ученица исполняет

пьесу). Очень часто ученики играют произведения, при этом имеют слабое

представление об эпохе, в которую были созданы произведения, и о его авторе. В

этом случае может нам помочь использование компьютера, для этого необходимо составить

подборки по заданному материалу и потом ими уже пользоваться. Сегодня для

работы над художественной выразительностью мы и используем наглядный метод (идет

работа с ноутбуком). Преподаватель информирует ученицу о том, кто написал

данный Менуэт, далее рассказывает о Леопольде Моцарте, Вольфганге Амадее

Моцарте, знакомит ученицу с эпохой, костюмами того времени, особенностями и

основными фигурами танца Менуэт. Преподаватель с ученицей начинают разбирать фигуры

Менуэта, выясняют основные движения танца, шаги и реверансы (поклоны). После

просмотра слайдов мы уже  начинаем работу

непосредственно с текстом.

Преподаватель: Камила как ты думаешь, какой характер у

нашего Менуэта? (он плавный, мягкий и немного певучий).

Преподаватель: можно добавить что он еще и лирический и изящный.

А почему ты так думаешь? (я думаю, что в пьесе много  legato, а staccato нет совсем). Преподаватель

обращает внимание ученицы на то, что темп в произведении очень умеренный, что

как раз и соответствует шагу. Далее мы переходим к разбиру строения Менуэта. Камила

быстро находит 3 часть и замечает, что 3 часть – это повторение 1-ой части.

После этого работа проводится над 1-ой частью Менуэта. Преподаватель обращает

внимание Камилы на то, что это произведение немного другое, чем то, что они

играли раньше: были пьесы, где в одной руке была мелодия, а в другой –

аккомпанемент. В этом же случаем  самостоятельные мелодические линии

представлены в обеих руках. Преподаватель напоминает Камиле, что Менуэт – это танец

парный, и предлагает ученице небольшое задание, в котором нужно распределить

партии дам и кавалеров между руками (правая

рука в скрипичном ключе будет – дамы, а левая в басовом – кавалеры). По

ходу работы Камилочка самостоятельно определяет, сколько кусочков в 1 части (два

предложения: в 1-ом предложении у нас играют две руки, т. е. танец исполняют

вместе и дамы и кавалеры, а во 2-ом – происходит чередование мужских и женских

движений, в конце нашего предложения – танцуют вместе).

Преподаватель: Камила а что тебе еще ты смогла определить, что в

1-ой части есть два предложения? (есть

оттенки: 1 предложение – это mf, и

2 предложение – это f). Далее

приступаем к подробному рассмотрению партии правой руки. Преподаватель вместе с

Камилой четко замечают, что в восьмых нотах отсутствуют скачки, нет больших

интервалов, и тем самым связываем это с движением шага танцующих. В том

моменте, где встречается нисходящий скачок на квинту

(это будет 2 такт) и опевание первой ступени (это 4 такт), будем определять как

поклон (Камилочка играет партию правой руки). Преподаватель напоминает ученице, что фраза должна быть более

гибкой, мелодичной и напевной; звукоизвлечение – показываем его мягким, без

толчков, ударов. Поклон на инструменте нам необходимо исполнить его с опорой на

первую, то есть основную долю (как бы «присесть» рукой, и в этот же момент

избегать удара, шлёпанья), а затем спрятать окончание, чтобы передать движение нашего

поклона – вниз. После этого идет сравнение партий обеих рук: правая более подвижная,

а левая мягкая, певучая, и в конце 8 такта мы показываем поклон (Камила

играет партию левой руки и старается слушать мелодию, состоящую из длинных

звуков (это 1 – 8 такты). Первое предложение исполняем двумя руками, где

будет отрабатываться динамика. Во втором предложении 1 части Камила уделяет свое

внимание перекличкам обеих рук, здесь отрабатывается контрастное произношение

мотивов (это и женская и мужская темы). Камила делает акценты в мужской теме,

они не резкие, а соответствуют данному танцу, стилю в той среде, в которой должен

исполнялся Менуэт. В конце 1 части Камила самостоятельно находит поклон и пробует

исполнить его, как оно того требует.

 

Домашнее

задание: постараться вспомнить

все, о чем мы говорили, что проходили на уроке, что посмотрели и постараться исполнить

Менуэт в характере, изображая танцующих, не забывая при этом про шаг и

реверансы.

 

 

 

Заключение.

        

Самая главная и конечная цель при разборе любого произведения

это достижение всего замысла преподавателя и передача его учащимся на хорошем

исполнительском уровне, т.е. это эмоционально, осмысленно, выразительно, технически

свободно, музыкально. Занятие на уроке с учеником – это отличный творческий

процесс. Все, чему мы хотим  научить ученика, следует как бы не диктовать,

а совместно с ребенком, стараться включать ученика в активную работу - это и будет

большой задачей музыкального образования в современных условиях.

Урок должен быть доходчивым и ярким, интересным,

завлекающим. Урок должен быть в диалоговом формате. Обязательно диалог между преподавателем

и учеником всегда ведётся на языке музыки, и этого не всегда достаточно,

требуется обмен чувствами, мыслями.

Соединения обучения и игры на инструменте освобождает ученика

от формального подхода к самому предмету, это способствует насыщенному уроку, потому

что очень сложные понятия и термины становятся простыми и доступными для

ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

 

1.     Щапов А.П. Фортепианный урок в

музыкальной школе и училище. М.: Классика–XXI, 2009. – 176 с.

2.    

Будасси

С. А. Личность и эмоции. М.: РОУ, 1996. – 110 с.

3.    

Коган

Г. Работа пианиста. М.: Классика – ХХI, 2004. - 203 с.

4.    

Вилюнас

В. К. Психология эмоциональных состояний. М.: Изд-во Московского университета,

1976. – 142 с.

5.    

Безруких

М. Н., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991. – 176

с.

6.    

Гофман

И. Фортепианная игра. М.: Музыка, 1974. - 44 с.

7.    

Тимакин

Е. М. Воспитание пианиста. М.: Музыка, 2009. – 176 с.

8.    

Коган

Г. У врат мастерства. М.: Классика – ХХI, 2004. - 136 с.

9.    

Кременштейн

Б. Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано.

М.: Классика – ХХI, 2005. – 118 с

10.                       

Научно-методический

журнал «Музыкальная психология», №3. М. : Интерпракс,  2011

11.                       

Цыпин

Г. М. Психология музыкальной деятельности: прорблемы, суждения, мнения. М.:

Интерпракс, 1994. – 372 с.

Просмотров: 971


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст